ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (1)

 

Содержание

 

ЧАСТЬ I. Основная часть основной образовательной программы.

1. Пояснительная записка

1.1 Краткая информация о ДОУ

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

1.3 Приоритетные направления деятельности МБДОУ д/с «Красная шапочка»  по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.4 Цели и задачи деятельности МБДОУ по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 

1.5 Особенности осуществления образовательного процесса.

1.6 Принципы и подходы к формированию программы

2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

2.1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в образовательном учреждении.

2.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

3.1 Особенности развития детей дошкольного возраста

3.2 Особенности организация образовательного процесса в группах для детей старшего возраста

3.3 Организация непосредственно образовательной деятельности физического развития

3.4 Организация непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления

3.5 Организация образовательной деятельности цикла социально-личностного развития

3.6 Организация образовательной деятельности  художественно-эстетического цикла

3.7 Модель организации образовательного процесса.

3.8 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

3.9 Задачи по направлениям образовательной деятельности

3.10 Содержание образовательной деятельности по образовательным областям

3.11 Комплексирование основной образовательной программы и парциальных программ

3.12 Организация образовательного процесса

3.13 Виды интеграции образовательных областей.

4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

4.1 Критерии, показатели и система отслеживания результатов образовательной деятельности МБДОУ д/с «Красная шапочка»

4.2 Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы (промежуточная и итоговая оценки).

4.2.1 Промежуточные результаты

4.2.2  Итоговые результаты (модель выпускника детского сада)

5. Система мониторинга достижения детьми, планируемых результатов освоения программы.

5.1.Периодичность мониторинга:

5.2.Требования

5.3.Содержание мониторинга

6. Условия реализации основной образовательной программы ДОУ.

6.1.  Управление реализацией программы

6.2.  Организация предметно - развивающей среды.

6.3 Организация взаимодействия с родителями.

ЧАСТЬ II. Вариативная часть.

1. Особенности организации образовательного процесса в группе младшего возраста

1.1 Основные принципы работы по адаптации детей

1.2 Необходимые условия  успешной  адаптации

2. Инновационная деятельность МБДОУ

2.1. Основные направления инновационной деятельности

2.2 Формы реализации регионального компонента

2.3 Содержание преемственности дошкольного и начального школьного образования

3.Взаимодействие с родителями как условие повышения качества образовательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ I. Основная часть основной образовательной программы.

 

1. Пояснительная записка

1.1 Краткая информация о ДОУ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  «Красная шапочка» сдан в эксплуатацию в 1979 году.  МБДОУ является юридическим лицом, имеет печать, штамп, получено свидетельство о государственной регистрации:  ОГРН – 1026101549320

Деятельность МБДОУ по осуществлению дошкольного образования, регламентируется лицензией серия 61Л01  № 0000225  регистрационный номер 2972  от 01.11.2012 г выданной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области.

Детский сад расположен по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Веселый, ул. Гагарина,5

тел. 8 (86340) 24-5-39 

Проектная мощность детского сада  40  детей. Режим работы – пятидневный, с 9,5 – часовым пребыванием детей.   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  «Красная шапочка» общеразвивающего вида, является звеном муниципальной системы образования, обеспечивает физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное и познавательно-речевое развитие всех воспитанников со стандартом дошкольного уровня образования и предоставляет широкий спектр образовательных услуг дошкольного воспитания. Медико-педагогические условия, развивающая среда позволяют осуществлять полноценное физическое, личностное и интеллектуальное развитие ребенка, обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей.

Согласно действующему Уставу МБДОУ, социальный заказ, оп­ределяющий ведущую деятельность учреждения, сформулирован как «обеспечение  воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей дошкольного возраста».

Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Красная шапочка» разработана педагогическим коллективом МБДОУ  в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании». Деятельность дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании» направлена на обеспечение права семьи, на оказание помощи в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей.

Дошкольное образование в МБДОУ д/с «Красная шапочка» осуществляется в соответствии с настоящей основной образовательнойпрограммой дошкольного образования, разработанной на основе требований  федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

     Образовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г.  Гогоберидзе, О.В.Солнцева и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155). В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.)  и признании самоценности. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является нормативно-управленческим документом, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Взаимодействие с субъектами социума ДОУ осуществляется с целью решения  существующих  проблем и направлено на стабильное функционирование учреждения.

В настоящее время в МБДОУ функционируют 2 группы с фактической наполняемостью 40детей. 

 Основная образовательная программа составлена с учетом следующих нормативных документов регионального и муниципального уровней:

1.   Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;

2.   Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным (Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года № 2562);

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта   дошкольного образования».

4.   Устава МБДОУ детский сад "Красная шапочка";

5.   Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в  дошкольных образовательных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26;

6.   Письма Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2000 года М 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";

7.   Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2007 года № 03-1213 "О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду";

8.   Письма  «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249

7. Лицензия: № 2949  от 25 октября 2012г.

Срок действия образовательной программы – 2018-2019 г.г.

 Направления образовательной программы 

   Образовательная программа  характеризует модель процесса воспитания и обучения детей 2- 7 лет, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Основная образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с действующими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Программа определяет обязательную часть образовательной программы дошкольного образования детей и является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу дошкольного образования.

Образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • ·     нормативно-правовой базы дошкольного образования,
  • образовательного запроса родителей,
  • видовой структуры групп,
  • распоряжениями отдела образования Администрации района

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

 

МБДОУ д/с «Красная шапочка» обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей от 2 до 7 лет.

Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведе­ния, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми моде­ли, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятель­ное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной си­туации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуля­ция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает пони­мать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные

грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает при­мерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со свер­стниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совер­шаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребе­нок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.  

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с больши­ми искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлично го от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от не­скольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.                   

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности обогащения его деятельности новым содержанием. Характерное для ребенка третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха  в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Ощутив любовь педагога, он становится более общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес детей к общению со сверстниками.

В этом возрасте открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие.

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.

Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ре­бенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными воз­можностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая стано­вится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими пред­метами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с иг­рушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернуты­ми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У од­них детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более дета­лизированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие до­школьники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие вос­приятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена воз­ведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм пред­метов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организа­ции образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных пробе учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скры­тые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве за­местителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целе­направленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возра­сте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов пове­дения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вмес­те с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооцен­ка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средний возраст: В 4 года в поведении и деятельности детей появляется ряд новых черт, отличающих средних дошкольников от малышей.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем: дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Нереализованная потребность общения со взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия. В силу особенностей мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам обучения, словесные методы сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать и познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изоб­ражения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму на которую похож тот или  иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи­нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на упоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети мог сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже сохранение количества, объема и величины.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, к оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти; при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у  него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; явлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствован восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричное познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, детализацией.

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Особо подчеркивается роль книги как источника новых знаний. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый интерес в группах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Как и в предыдущих группах, главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми выступают уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.

Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровожда­ющая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваи­вать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с суборди­нацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в ко­тором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активно­го рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисун­ки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отли­чаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и дина­мичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, су­щественными изменениями. Изображение человека становится более детализиро­ванным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежнос­ти и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых проте­кает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конст­руктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Ов­ладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четы­ре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко  выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию —до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противополож­ное признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируютсяпо признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.  Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут  правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.  Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового  пространства; дальнейшим развитием  изобразительной деятельности,  отличающейся высокой продуктивностью; приме­нением в конструировании обобщенного способа обследования образца.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мы­шления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности из­менений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности психического развития детей 6 – 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоуст­ройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому про­странству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или поку­патель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые деть­ми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными стано­вятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и доч­ка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются ху­дожественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорцио­нальным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конст­руирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными спо­собами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на ос­нове сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки ста­новятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходи­мый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в кото­рой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы­полнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бума­ги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространст­венных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различ­ных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновре­менно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отноше­ний затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бу­маги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной пря­мой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точ­ками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатиро­вать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей груп­пой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволь­ным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения до­стигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматичес­кий строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом воз­расте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синони­мы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развива­ется диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основ­ные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой куль­туры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познава­тельного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учить­ся в школе.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

В МБДОУ д/с «Красная шапочка» функционирует 2 возрастные группы:

Группа «Солнышко» для детей среднего возраста с 3 до 5 лет.

Группа «Звездочки» для детей старшего возраста от 5 до 7 лет.

 

1.3 Приоритетные направления деятельности МБДОУ детский сад «Красная шапочка»  по реализации общей образовательной программы дошкольного образования.

Основными приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

- направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Образовательная область "Познавательное развитие"

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части в целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область "Речевое развитие"

- включает владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха;

-  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

 - развитие  предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Образовательная область "Физическое развитие"

- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной , в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В детском саду функционируют:

группы общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития воспитанников (средняя разновозрастная группа);

группы общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития воспитанников (старшая разновозрастная группа),

Приоритетной деятельностью в группе для детей старшего дошкольного возраста является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в учреждениях начального общего образования (ФГОС требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования).

 

1.4 Цели и задачи деятельности МБДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

 

Основные цели деятельности МБДОУ д/с «Красная шапочка»:

1.   Обогащение содержания работы с детьми дошкольного возраста, удовлетворение их потребности в познании, созидании и творчестве, нахождение интегрированного содержания воспитания для детей каждого возрастного периода.

2.   Создание комфортных условий для всех участников УВП;

3.    Обеспечение комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья;

4.   Формирование психологической готовности детей к школе;

5.   Развитие и у детей восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.

 Основными задачами ДОУ являются:

- охранять жизнь и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- обеспечить  интеллектуальное, личностное и физическое развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

- приобщить детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействовать с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка.



1.5 Особенности осуществления образовательного процесса.

 

Особенностью осуществления воспитательно-образовательного процесса с учетом национально – культурных, демографических и климатических условий является обеспечение условий  для формирования у детей целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его развитию, представлений об истории  г. Ростова-на-Дону и Ростовской области раскрывается через образовательные области, представляющие собой совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение детьми конкретным видом культуры.  Основными образовательными областями являются те, которые позволяют наиболее полно раскрыть специфику региона в прошлом и настоящее время: социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. В своем единстве они раскрывают важнейшие особенности Ростовской области связанные с ведущей ролью промышленного, аграрного производства,  во все периоды его развития.

Содержание образовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Содержание каждой из образовательных областей нацелено на развитие практических навыков гармоничного взаимодействия детей с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию компетентностного подхода в воспитании и обучении.


Климатические особенности.

  • ·      

Климатические условия Ростовской области имеют свои особенности: большое количество солнечных жарких дней летом  и сухой воздух, в холодный период сильные ветра. Исходя из этого, в образовательный процесс ДОУ включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости. Осенью, зимой и весной устанавливаются каникулы в течение недели. Во время каникул отменяются мероприятия, требующие высокой интеллектуальной нагрузки, создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги, игры, увеличивается пребывание детей на свежем воздухе. 

  •  

В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на прогулке. В теплое время (летом) – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе, за исключением жаркой погоды, когда пребывание детей на солнце сокращается. В летний период организуются закаливающие мероприятия. 

  •  

Один раз в месяц в дошкольных группах проводятся тематические Дни здоровья. Содержание образовательной работы в такие дни направлено формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач, встречами с интересными людьми, «персонажами» любимых книг и др. Итогом таких дней являются проведение совместных мероприятий с родителями: физкультурных праздников, досугов, викторин, конкурсов.


Организационные.

  • ·      

В  младшей  группе в течение летних месяцев проходит адаптационный период, во время 

которого педагог проводит адаптационные игры, совместно с помощником воспитателя уделяет внимание и проявляет заботу о каждом малыше, проводит мероприятия, способствующие благоприятной адаптации детей, их успешной социализации.

  •  

В сентябре и апреле педагоги групп детского сада (средней, старшей и подготовительной) проводят педагогическое наблюдение с целью выявления достижений и проблем каждого ребенка,  проводят диагностику достижений и затруднений детей в освоении программы.

  •  

Проблемы качества воспитательно-образовательной работы решаются посредством педсовета, методических объединения педагогов.


Национально-культурные особенности.

Содержание дошкольного образования в МБДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка: в работе с детьми и родителями старших и подготовительных групп используются технологии региональных

  •  

Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников МБДОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. 

Реализуя содержание о родном крае, мы приобщаем детей к истокам родного края и формируем следующее:

  • представления об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического здоровья в природных климатических условиях Ростовской области, конкретного места проживания;
  • первоначальные представления о нравственной, этической, трудовой культуре края и ее взаимосвязи с культурой других регионов страны, мира;
  • основные представления об этнокультурных особенностях народов Донского края на основе ознакомления с мифами, легендами, сказками;
  • представления об особенностях жизни детей и взрослых в ближайшем окружении ребенка, а также в других регионах страны, мира (особенности внешнего вида, поведения);
  • представления об основных нормах этикета и культурных традициях представителей этносов, с которыми осуществляется общение на территории проживания;
  • представления о своих достоинствах и способах их активного проявления в познавательной, игровой деятельности, при общении с разными людьми;
  • знание материала и техник художественной деятельности, традиционные для Ростовской области;
  • знание способов создания художественного образа различными видами искусства;
  • основы речевой и знаковой культуры национального языка.
  •  


1.6 Принципы и подходы к формированию программы

 


Образовательная программа согласно ФГОС  к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования:

  • ·     Основывается на ключевых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики (учет зоны ближайшего развития ребенка, непроизвольности психических процессов, сензитивных /оптимальных периодов для развития новых качеств психики и личности дошкольника).
  • Строится на принципах развивающего образования, целью которого является развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка через моделирование педагогом проблемных ситуаций и создание условий в развивающей среде для самостоятельного открытия знаний. Развивающий характер программы реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются ключевые компетентности дошкольников.
  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  • Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальное развитие всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
  • Программа позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму», что оберегает детей от перегрузки.

Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы учтены принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.


Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:

  • ·     признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.


Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

 Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Чтобы отвечать принципу системности, Образовательная программа представлена в виде целостной системы высокого уровня, все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание Образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.



2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

 

2.1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в образовательном учреждении.

 

Режимы дня в разных возрастных группах разработаны на основе:

1. примерного режима дня, указанного в комплексной программе «Детство»;

2. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в  дошкольных образовательных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26;

3. скорректированы с учетом федерального государственного стандарта   дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

В МБДОУ разработаны режимы:

o    на холодный и теплый периоды года; 

o    адаптационный режим для детей младшего возраста. 

 

3.Взаимодействие с родителями как условие повышения качества образовательной деятельности

В МБДОУ разработана концепция сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит,  прежде всего,  от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. Главное в этом союзе - единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а  затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а,  следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений, в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

            Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

             Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание,  взаимопознание,  взаимовлияние.

Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к  согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а  также улучшению взаимоотношений в семье.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а  следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Под включение родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие  в:

  • ·       организации образовательного процесса;
  • ·       создании  творческих групп, которые активно делятся своим опытом семейного воспитания;
  • ·       организации современной социально-развивающей среды в группах;
  • ·       оказании  дополнительных услуг, спонсорской помощи;
  • ·       разработке планирования разных видов на всех уровнях:

               а) планов дошкольного  учреждения;

                б) планов  совместной досуговой  деятельности детей и родителей;

  • разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
  • привлечении  родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.

 

Общие задачи по работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении:

1.     Изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

2.     Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

3.     Использование опыта деятельности для построения модели взаимодействия с родителями;

4.     Расширение средств и способов работы с родителями;

5.       Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

6.     Изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения.

7.     Привлечение родителей к активному участию в организации, планировании       

                    и контроле  деятельности дошкольного учреждения.

     Для реализации этих  задач необходимо:

1.     Внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:

а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;

б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т. е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;

в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

2.     Создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

 

Основные направления сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

1.     Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании  и обучении детей дошкольного возраста.

2.     Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ.

3.     Создание благоприятных условий для привлечения родителей к контролю   деятельности  ДОУ.

4.      Привлечение родителей «неорганизованных детей» к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

5.     Пропаганда педагогических знаний в микрорайоне.

 

 

Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:

Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о:

  •  педагогической деятельности в целом;
  •  специфике работы с детьми дошкольного возраста;
  •  особенностях  образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  •  деятельности воспитателя;
  •  возможных результатах  деятельности детей дошкольного возраста

ñ  Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ñ  Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Высший уровень проявления этих показателей является критерием включенности родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена:

  • Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием целей и личной заинтересованностью;
  • Совместным планированием, организацией и контролем  жизнедеятельности  детей;
  • Свободой выбора участников деятельности;
  • Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

   Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу.

Педагоги используют свои знания относительно  развития детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять своеобразие каждой группы и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

                                               План работы с родителями на год:

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

ответственный

1.

Исследование семей воспитанников для выявления:

  • типа семьи;
  • уровня удовлетворенности родителей положением семьи;
  • основных ценностей семьи;
  • образовательного уровня, социального и материального положения;
  • потребностей в образовательных услугах для детей;
  • набора образовательных потребностей для повышения педагогической грамотности родителей;
  • опыта семейного воспитания ребенка;
  • уровня включения родителей в деятельность дошкольного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь-май

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий,

старший воспитатель

2

Посещение семей на дому для выявления

необходимых условий развития детей

 

Сентябрь-октябрь

   воспитатели

3

Диагностирование нарушений прав ребенка в семье:

  • выявление родителей, нарушающих права своих детей;
  • выявление семей группы риска, диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями

 

 

 

 

 

Сентябрь-ноябрь

 

 

 

воспитатели

4

Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива учреждения для выявления критериев успешной работы с родителями, определения целей и задач на ближайший период

 

Май-июнь

 

 

воспитатели

5.

Создание в ДОУ информационного банка, включающего:

  • дошкольные образовательные программы, каталог литературы;
  • видеотеку по оснащению образовательного процесса, опыту семейного воспитания, занятиям, режимным моментам и др.;
  • рекомендации по созданию предметно-развивающей среды во всех группах дошкольного учреждения и дома с учетом психолого-педагогических требований;
  • рекомендации по обучению математике, грамоте, познавательной деятельности, развитию речи, подготовке к школе и т.д.
  • детскую художественную литературу для всех возрастных групп;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май- сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заведующий

6

Организация Дней открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ

 

  

сентябрь

 

заведующий

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание в ДОУ пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей права ребенка:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Муниципальные документы;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в ДОУ;
  • Устав дошкольного учреждения;
  • Положение о родительском комитете;
  • Положение о попечительском совете;

 

 

 

 

 

Сентябрь-октябрь

 

 

 

Заведующий

Воспитатель

 

 

 

 

8

 

Индивидуальные беседы с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей, изучения мотивов и потребностей родителей

 

Постоянно , в течении года

Заведующий

Воспитатель

 

 

9

Знакомство родителей с программами воспитания и обучения, по которым работает ДОУ

 

Сентябрь-октябрь

Заведующий

Воспитатель

 

10

Изучение и анализ работы педагогов с родителями:

  • форм работы воспитателей в группах;

причин неудовлетворенности родителей организацией воспитания и обучения детей и работой с родителями

 

 

Ноябрь-май

Заведующий

Воспитатель

 

11

Проведение общих и групповых родительских собраний

Постоянно , в течении года

Заведующий

Воспитатель

 

 

12

Проведение конференции «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

 

ноябрь

Воспитатель

 

 

13

Оформление  информационных материалов для родителей: папок-передвижек, родительских уголков, газеты для родителей и т.д.

 

 

Постоянно , в течении года

Воспитатель

 

14

Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье:

  • знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими права ребенка в семье и дошкольном учреждении;

-   встречи с работниками разных социальных служб  и т.д.

 

Постоянно , в течении года

Воспитатель

 

15

Организация кружков и клубов для детей и родителей

 

Постоянно , в течении года

 

16

Организация Дня добрых дел детей и родителей

 

 

  Январь-февраль

Воспитатель

 

17

Разработка индивидуальных планов развития детей в дошкольном учреждении и дома с учетом:

  • уровня развития детей;
  • новых нормативных документов, программ;
  • результатов деятельности за год;
  • требований и запросов родителей

 

Январь-апрель

Заведующий

Воспитатель

 

18

Выявление  семей, в которых дети дошкольного возраста не посещают ДОУ

 

 

Сентябрь-май

Заведующий

Воспитатель

 

19

Выявление мотивов и потребностей родителей в образовательных услугах для детей, не посещающих ДОУ

 

Сентябрь-май

Воспитатель

 

 

Обеспечение преемственности при взаимодействии со школой

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и на основе договора заключенного между детским садом и школой о сотрудничестве, предметом взаимодействия являются совместные действия в целях реализации системы непрерывного образования, обучения и воспитания является: обеспечение условий для создания основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности.  Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями значе­ний на других ступенях образования.

Учитывая выше сказанное, мы наметили исходные ориентиры:

  • Развитие любознательности на основе познавательной активности;
  • Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач.
  • Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем и т.п.
    • Формирование творческого воображения.
    • Развитие коммуникативных умений, что является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности.

Взаимодействие со школой осуществляется через разнообразные формы работы, включая ознакомление дошкольников со школьной жизнью через специально организованный цикл занятий и экскурсий в школу; отслеживание успеваемости выпускников ДОУ,  совместные праздники, концерты и спектакли школьников для детей детского сада.

 

 

ССЫЛКИ